Министерство инфраструктуры и регионального развития инициировало 20 декабря 2023 г. конкурс проектов Satul European II, финансируемых из Национального фонда регионального и местного развития. Приём заявок на финансирование продлится до 29 марта 2024 г.
Напомним, программа стартовала в прошлом году. По данным Национального бюро регионального и местного развития, в 2023 г. профинансирован 541 проект в рамках национальных программ «Европейское село» и «Европейское село Экспресс», результатами которого воспользуются примерно 358 тыс. граждан Молдовы. Их общая стоимость составляет около 658 млн леев.
Из 541 проекта 181 касался создания спортивно-рекреационной инфраструктуры, включая строительство детских площадок, подъездных путей и модернизацию парков. Еще 102 проекта были направлены на ремонт и восстановление общественных зданий. В рамках 90 проектов были модернизированы системы уличного освещения и построены 22 современные фотоэлектрические станции. В 64 населенных пунктах реализованы проекты по строительству водопроводов и канализационных систем. За счет 54 проектов отремонтированы и модернизированы Культурные центры. Разработку генеральных планов по благоустройству территории включал 21 проект. В 13 населенных пунктах отремонтированы детские сады.
В этом году средства фонда сократили до примерно 500 млн леев. Хотя возможность финансирования предоставляется для всех административно-территориальных единиц, в регламенте появились условия, порождающие определенное неравенство, на которое сразу указали представители гражданского сектора — CALM (Конгресс местных властей Молдовы) и Лига городов и сел (LOC). Финансирование маленьких сел (до 1500 жителей) ограничено суммой до 1 млн леев, если проект дороже, то примэрия должна покрыть разницу собственным вкладом. Для средних выделяется не больше 5 млн, а крупные смогут получить до 10 млн леев.
«Для местных сообществ это спорно, так как бюджеты населенных пунктов скромны, и виновата в этом система их формирования и использования, — говорит Виорел Руссу, эксперт и координатор организации CALM. — При этом власти будут более тщательно подходить к вопросу выбора бенефициаров. В прошлом году программу протестировали, а в этом уже известны все ее проблемные точки. Все будет зависеть от численности бенефициаров проекта или услуги. Но если вопрос касается водоснабжения или канализации, то этот плафон не будет применяться. Это будут приоритетные проекты».
Без предварительных условий государство профинансирует и планы по благоустройству территории. Тем примэриям, у которых запланировано финансирование из-за рубежа, государство покроет контрибуцию.
В CALM считают, что эти фонды должны распределяться более справедливо и с учетом приоритетов местных органов. «Мы высказываемся за соблюдение принципов равенства и солидарности, которые изначально заложены в нашем законодательстве, и в первую очередь, в Конституции РМ, — говорит Виорел Руссу. — Это основополагающие принципы деятельности местных сообществ. В изменении критериев при отборе бенефициаров для финансирования проектов по программе Европейское село II мы видим желание стимулировать средние и крупные административно-территориальные единицы за счет небольших сел».
На центральном уровне это совпадает с линией, предпринятой властью в плане добровольного объединения примэрий. «Это элемент общего процесса, которому дали старт в прошлом году. Он логически просматривается, — продолжает эксперт. — Но с точки зрения принципов местной автономии и равенства такой подход неверен и искажен, он порождает дисбаланс в развитии населенных пунктов. Учитывать необходимо качественные критерии проекта, его предполагаемые результаты и влияние на местное сообщество».
Власти видят в добровольном объединении панацею для их развития, но в Конгрессе местных властей считают, что нужно использовать все механизмы местной кооперации.
«Если в одном селе проживают 1490 человек, а в другом — 1510 человек, то эта разница повлияет на решение о финансировании проекта, что, на наш взгляд, несправедливо, — говорит Марчел Бобейко, примар коммуны Гангура района Яловень. — В первом проекте мы участвовали, подготовили план по благоустройству села на сумму в 235 тыс. леев. Тогда каких-либо ограничений по выделению средств не существовало, кроме приоритетных направлений финансирования, среди которых были водоснабжение, канализация и благоустройство территории. В зависимости от стоимости проекта выделялось от 5 до 10 млн леев».
По мнению примара, политических пристрастий власти не допускали, в районе почти все получили финансирование. «Хотя Закон о добровольном объединении примэрий действует уже год, пока лишь единицы изъявили подобное желание, — продолжает примар. — И это те села, которые хотят присоединиться к муниципиям. Они и так уже давно взаимосвязаны, так что эта связь будет легализована».
Без финансовой децентрализации эта реформа не будет иметь результата, считает Марчел Бобеко. Потому что за основу берется территориальный аспект, а не административный, хотя и провозглашается цель улучшения услуг для населения. «Но на сегодняшний день около 60% собственности примэрий не делимитированы, мы не знаем их кадастральные номера, площади и границы между ними, — говорит он. — Пока программа делимитации не будет закончена, мы не можем знать, что передаем при объединении, какие участки. Учитывать нужно также местные доходы и возможности примэрий. При численности в 2300 жителей наша коммуна сдает в аренду участки, получая неплохой доход, а по закону о добровольном объединении примэрий мы должны присоединиться. Я не против закона, но он должен быть обязательно соотнесен с молдавскими реалиями. Нужно провести делимитацию собственности, дать автономию примэриям, и лишь после этого анализировать, эффективны ли они. А в том сыром виде, в каком закон предлагает объединение, он может привести к депопуляции».